Страничка психолога
- Просмотров: 818
Ум на кончиках пальцев!
Пальчиковое рисование — это увлекательный творческий процесс, который приносит огромную пользу ребенку. Во-первых, это отличный способ развития мелкой моторики. Во-вторых, малыш знакомится с цветами и их оттенками. И, наконец, это терапевтический процесс, с помощью которого можно понять психологическое состояние ребенка.
Проведено множество исследований, которые доказывают, что наши руки взаимосвязаны с вниманием, мышлением, памятью и другими важными функциями сознания. Для психологов степень развития мелкой моторики — это показатель развития ребенка, а в дошкольном возрасте и подавно, ведь перед школой начинается активное расширение умственной и физической деятельности.
Советский педагог и писатель В.А. Сухомлинский считал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев», а психолог и психиатр В.М. Бехтерев доказал, что простые движения рук улучшают произношение звуков, развивают речь и снимают умственную усталость. Получается, что мелкая моторика положительно влияет не только на функции сознания, но и на весь организм в целом.
Рисование пальчиками дает ребенку много новых ощущений: густота краски, плотность и шершавость бумаги. Малыш еще не чувствовал ничего подобного. Он не просто рисует, а учится контролировать свое тело, координировать движения, ведь сразу провести линию для него не так-то просто. Так развивается тактильная чувствительность.
К тому же, рисование, тем более пальцами, — это отличный способ отреагирования напряжения. Когда человек накапливает эмоции, не давая им выход, это может привести к негативным последствиям: заболеваниям, подавленности, апатии и так далее. Дети более чувствительные, поэтому их обязательно нужно приучать правильно сбрасывать эмоциональное напряжение. Рисование пальцами, также как, например, манкотерапия, дает выход эмоциям через тактильные ощущения.
Первый учитель — мама, инструменты — пальцы, ладошки и краски. Цвета для первых занятий лучше выбирать яркие, насыщенные.
Но не забывайте, что малыши — не творцы, а манипуляторы. Они изучают мир, манипулируя предметами, материалами, формами, изучают их возможности и свойства. Им нужно все попробовать «на зубок», облизать, пожевать, потрогать, побросать — они используют все виды ощущений. Поэтому краски должны быть безопасными.
У этого вида творчества есть много важных преимуществ:
- сенсорное развитие;
- изучение цветов и оттенков;
- активация всех органов чувств: зрения, слуха, обоняния, прикосновений;
- укрепление мышц рук;
- терапевтический эффект (через рисование пальцами можно выразить свои чувства);
- стимуляция воображения и творческих способностей;
Возникает вопрос, с какого возраста можно приучать малышей к рисованию, ведь они так любят все тянуть в рот! Открывать творческие способности можно с 10–11 месяцев. Уже в этот период ребенок может проследить взаимосвязь следа на бумаге с краской. Но лучше всего ориентироваться на индивидуальность вашего малыша: если он свободно передвигается ползком и с энтузиазмом исследует все вокруг, почему бы не приобщить его к искусству? Одна из самых важных вещей, которая развивается благодаря рисованию пальцами — это мелкая моторика.
Как развивать пальчиковое рисование?
Ребенка завораживает волшебство рисования: превращения форм, неожиданные изменения цвета. Можно показать малышу, как поставить кляксу, провести линию, сделать ручеек краски от одного пятна к другому. Как мизинчиком сделать следы маленького зайчика, а ладонью или кулаком след свирепого медведя.
В этом виде творчества существуют разные техники и приемы.
Рисование кончиками пальцев
Таким способом можно поставить на листе точки разного размера, которые превращаются в гусеницу, виноград или рябину. Можно рисовать линии и геометрические фигуры. Если сложить пальцы в пучок и приложить к бумаге, получится снежинка или цветы. Одними кончиками пальцев можно создать целый пейзаж. Многие художники, например, Айрис Скотт или Зария Форман, используют эту технику в своих полотнах, которые сейчас можно увидеть на выставках и в музеях.
Рисование ладошкой
Можно просто отпечатывать свою ладонь разными цветами на листе. А можно рисовать полноценные образы, для этого пальцы должны быть сомкнуты. Чтобы нарисовать бабочку, приложите разукрашенную ладошку к бумаге вертикально, рыбку — горизонтально, а осьминога — пальчиками вниз.
Рисование кулачком
Полураскрытый кулак дает возможность нарисовать бананы, холмы, радугу и другие изогнутые предметы. Сжатым кулачком со стороны большого пальца легко нарисовать красивые розы, улитку или морские ракушки.
Малышу очень полезно изучить возможности своих рук, ведь с помощью всего одной ладошки можно получить столько разных отпечатков! Этот процесс развивает фантазию, образное и пространственное мышление, ребенок получает первое представление о фигурах, растениях, животных.
Вероника Чибисова, психолог КГБУ СО «КЦСОН «Новоселовский».