.

.

.

.

.

.

.

Previous Next

Простые советы для родителей, как справиться с детскими страхами.

Все родители рано или поздно сталкиваются с детскими страхами. Может ли родитель сам помочь ребёнку преодолеть такие трудности? Ответ: да, если родитель готов узнать что-то новое и помочь ребенку. Иногда страх  это что-то мимолетное и проходит само собой. Иногда нет, и у детей возникают устойчивые страхи, с которыми они сами не могут справиться. И вот тогда на помощь к ребенку должен прийти взрослый который поможет разобраться и преодолеть страх.

Надо понимать, что если страх сильный и сохраняется продолжительное время, то это, скорее всего, не просто страх, а вершина айсберга какой-то эмоциональной трудности ребёнка. Какой именно — разобраться сразу даже специалисту бывает непросто. Поэтому хорошо бы внимательно и аккуратно обращаться с той информацией, которую предоставляет ребёнок, а не отмахиваться словами «ничего страшного, само пройдет» или «перерастёт».

Страхи бывают нормативные, то есть соответствующие определённому возрасту ребёнка. Такие действительно перерастают, когда дозревают соответствующие психические процессы. Дети начинают сами понимать такие страхи и справляться с соответствующими эмоциями.

Бывают страхи по возрасту, но количество их зашкаливает. С таким багажом маленькому человеку жить непросто, поэтому не удивляйтесь, если ребёнок просыпается ночью в ужасе и бежит к вам в постель.

Подробнее о причинах страхов и их нормативном количестве в каждом возрасте можно узнать из книги А. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей». Имеет смысл эту книгу прочитать — она очень толковая, написана простым языком, содержит методику работы со страхами и полезные рекомендации.

1. Не игнорируйте

Начинать нужно с искоренения представления (если оно, конечно, у вас есть) о том, что чем меньше говоришь о травмирующей ситуации или страхах с ребёнком, тем ему будет легче и он скорее все забудет. Это не так.

Если вы не разговариваете с сыном или дочерью о том, что их тревожит, чего они боятся, то вместо облегчения происходит усиление симптомов, потому что дети остаются один на один со своими тревогами. Поэтому внимательно выслушивайте ребёнка, если он говорит о том, чего боится, переспрашивайте, задавайте уточняющие вопросы: «А какое привидение тебе снится? Оно большое? Как оно выглядит? У него цветная одежда или однотонная? Что делаешь ты в этом сне?» и тому подобные.

2 . Не отрицайте

Ни в коем случае не начинайте убеждать ребёнка, что всего этого не существует, не смейтесь над тем, что он вам рассказывает. Поставьте себя на его место: представьте на минутку, что у вас в шкафу кто-то живёт, вы слышите его и даже иногда видите. Но все вокруг отрицают это и подсмеиваются над вами. Чувствуете, как становится ещё страшнее? Вот то-то же!

3 . Воплощайте

Предложите ребёнку нарисовать страх (или сон, если речь идёт о нём). Не вмешивайтесь в творчество, не критикуйте, не подсказывайте. Поддерживайте простыми словами «ого!», «вот это да!», «ну надо же!» «как интересно!», проявляйте заинтересованность, включитесь в процесс. Рисование — это один из этапов работы со страхами.

4 . Рисуйте «безопасные» рисунки

Предложите ребёнку подрисовать что-то изображению, что-нибудь добавить в рисунок, чтобы стало не так страшно. Например, привидение можно украсить бантиками, а страшного волка посадить на цепь или в клетку. Обычно дети с этим неплохо справляются.

Будьте на одной эмоциональной волне с ребёнком: смейтесь, если он смеется, хмурьтесь, если он серьёзен и угрюм. Это поможет ему почувствовать себя в безопасности рядом с вами.

5. Уничтожайте страхи

Спросите у ребёнка, что он хочет сделать с этим рисунком: разорвать, скомкать или выкинуть и т. д. Можно сжечь эти рисунки, закопать, запереть эти образы в ящике стола.

6. Рисуем и рассказываем страхи.

Неплохо работает метод рассказывания историй. Рассказывание историй — эффективный метод при проработке не только страхов, но и других трудностей. Кроме того, этот метод показывает ребёнку, что у него есть поддержка в вашем лице. Можно сочинять рассказы на острые для ребёнка темы, добавляя предложения по очереди или целыми смысловыми частями. Кстати, этим можно заниматься в дороге: в машине, на прогулке или по пути из детского сада, школы, магазина.

Почитайте про методику Р. Гарднера или поищите статьи по запросу «Методики рассказывания историй с детьми».

7. Ролевые игры.

Попробуйте разыгрывать сценки на столе или на полу, используя небольшие игрушки. Конечно, это должны быть истории про то, чего ребёнок боится, ведь именно с этим страхом мы решили работать. Можно иногда помогать ребёнку, показывая те модели поведения, которые будут эффективными, чтобы победить страх.

Дети любят ролевые игры, а значит, можно разыграть живую сценку (не игрушками), где ребёнок выступает в роли своего пугающего персонажа, а вы — тот, кто боится. Бойтесь натурально — обычно это очень поддерживает и заводит детей!   Самый важный этап — вы играете роль страха, а ребёнок сражается и побеждает вас. В этом месте будьте готовы к тому, что ребёнок может вас кусать и бить совсем не по-детски. Не ругайте его за это и не ограничивайте, ведь сила выражения эмоций часто зависит от того, насколько долго человек в себе хранил всё это.

Рекомендованная литература для родителей по теме борьбы с детскими страхами:

- А. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»;

- Д. Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя»;

 - Р. Гарднер, Методика сочинения историй.

Родители поддерживайте своего ребенка.

Желаю успехов в воспитании!

Вероника Чибисова, психолог  КГБУ СО «КЦСОН«Новоселовский».

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Карта сайта Возрастное ограничение 

2024 ГОД СЕМЬИ

Национальный проект «Демография»

Обращение граждан

Волонтёрское движение

Социальный контракт

Система долговременного ухода

Информация об объёме предоставляемых социальных услуг на 01.04.2024 г.

Социально-бытовые 10148  
Социально-медицинские 2005  
Социально-психологические 299  
Социально-педагогические 1023  
Социально-правовые 0  
Социально-трудовые 323  

Повышение коммуникативного потенциала граждан, имеющих ограничение жизнедеятельности

732  
Срочные социальные 713  
Итого 15243  
Дополнительных платных 25  

 

Наличие свободных мест по формам социального обслуживания

Общее количество мест, предназначенных для предоставления социальных услуг Наличие свободных мест по сост. на
25.04.2024
Полустационарная форма
18 мест
5
На дому очно
130 мест
2

Осторожно, мошенники!

Семья — основа мира!

Контактная информация

Адрес:
662430, Красноярский край,
с. Новоселово, ул. Русинова д. 8
Телефон:
8 (39147) 99-1-62 директор
8 (39147) 99-8-54 специалисты
Электронная почта:
cso-46@mail.ru 

domotdelenie2019@mail.ru
отделение социального обслуживания на дому № 1, № 2

srochka15@mail.ru
отделение срочного социального обслуживания

otdelenie777@mail.ru
социально-реабилитационное отделение

Режим работы

  Рабочее время
Пн 08:00 - 17:00  
Вт 08:00 - 17:00  
Ср 08:00 - 17:00  
Чт 08:00 - 17:00  
Пт 08:00 - 17:00  
Суббота, воскресенье - выходные дни

Время приема посетителей

  Рабочее время Обеденное время
Пн 08:00 - 17:00 Без обеда
Вт 08:00 - 17:00 Без обеда
Ср 08:00 - 17:00 Без обеда
Чт 08:00 - 17:00 Без обеда
Пт 08:00 - 17:00 Без обеда
Суббота, воскресенье - выходные дни

Схема проезда

Полезная информация

Проголосуй за благоустройство своего города

Мы в социальных сетях: